Отзывы о виртуальной практике типирования

Андрей (Дон Кихот)
Помимо типирования. Лично у меня после прохождения практик возникает смутная возможность увидеть сверху целостную картину, как люди взаимодействуют друг с другом и с миром в целом. То есть, ты видишь, что вот эти, они видят мир так, а эти так. И это реальность. Семантика помогает разглядеть эту картину, она оживает, строится.
Это невольно переносится с респондентов на жизнь, с новой силой показывает, что мир велик и разнообразен, дает понимание того, что развитие невозможно без противоречий и конфликтов, что мир развивается. На контрасте видно и мое положение в этой картине. Уходит ограниченность. Само осознание этой картины, понимание приносит радость.
Не помню уже, кто это сказал (Я очень вольно цитирую): что важно уметь одновремено видеть две противоположные точки зрения на рассматриваемый вопрос (я бы сказал множество) и при этом не терять возможность действовать. В этом заключается адекватность. Так что, практики учат меня адекватности :).
Что касается респондентов, все чего-то добились, у них есть, чем поделиться, у них можно узнать новое, поучиться, дополнить картину мира уже новыми фактами и идеями, а не только пониманием того, как они видят мир. Это не значит, что я с ними во всем согласен, несогласие и то, что кто-то мне бывает неприятен, не умаляет ценность фактов и идей.
В итоге: целостная картина мира и своего места в нем, возможность взгляда со стороны, адекватность, понимание себя и окружающих. Практики помогают мне развивать все это и дают новую информацию. Спасибо Вам за курс!

Александр (Дон Кихот)
Каждое новое интервью — увлекательная задача, мозг давно так не закипал. Возможность многократного просмотра помогла увидеть детали диалогов, которые обычно не замечаю в повседневном общении. Стал обращать внимание на свою семантику и семантику окружающих — раньше эта грань жизни проходила мимо… Вне всяких сомнений продолжу участвовать в следующих курсах…

Оксана (Робеспьер)
Хочу выразить огромную благодарность тем, кто создал этот формат виртуальных практик и трудится, отсматривает респондентов, чтобы мы каждый раз могли анализировать всё новые и новые интервью!
Как человек, живущий не в Москве, но желающий оттачивать своё мастерство в типировании, я просто не знаю, чтобы я делала без виртуальных практик, фактически у меня бы просто не было возможности нарабатывать столько опыта, находясь в другом городе, так как здесь соционическая жизнь пока, к сожалению, весьма тухла.
Более того, очень много мелочей уже и полутонов было для меня отсюда вынесено, преподаватели очень подробно расписывают разборы респондента, можно пересмотреть, перечитать это всё столько сколько потребуется раз, калибровать всё четче и четче свой интрумент типировщика, пройти просто курс основ мало — без практики, соционика не полна, не глубока. Благодарю!

Александр (Робеспьер)
На мой взгляд, «Виртуальная практика» — это уникальная возможность повысить уровень навыка типирования. По отношению к занятию в форме практикума, она имеет ряд преимуществ. Как, например, возможность просматривать видео сколь угодно долго, и в удобное время. Возможность возвращаться к ранее пройденным материалам. Возможность сравнения проявлений различных аспектов у разных типов и т.д. Не говоря уже о том, что в данный момент это бесплатно.
Конечно, просмотр видеоролика несравним с живым присутствием человека, и замечание о том, что энергетика через экран не передается вполне справедливо. Однако, такая форма занятий позволяет научиться слышать и анализировать семантику аспектов, выделять главное из диалога.
В любом случае, рост количества правильных ответов среди участников группы говорит о том, что определенная польза от такой формы занятий есть.

Евгения (Дюма)
Я занимаюсь на виртуальных практиках уже третий год, и я этик. Нас, этиков, там немного) По началу мне было сложно анализировать речь, я очень часто опиралась только на свои ощущения, и делала много ошибок в результате. Потом был, наоборот, этап только сухого анализа. Теперь, мне кажется, я научилась сочетать одно с другим и получаю все больше хороших результатов.
Меня очень радует ощущение сообщества на практиках. Хоть это и, в основном, индивидуальная работа, но все же очень приятно что-то обсудить, обменяться мнениями. Мы постоянно учимся друг у друга, и это прекрасно.
Практики однозначно отшлифовывают навык типирования. А также они положительно сказываются на развитии своих собственных сильных сторон. Когда 4-5 логиков у тебя одного этика спрашивают, видишь ли ты этику у респондента, это сначала пугает, а потом заставляет копать, копать, копать, искать резонансы, прислушиваться к себя)) В общем, полный восторг!

Анна (Гамлет)
О! Это было просто прекрасно! Я взяла «свой модуль» — этика и интуиция… И удивительные вещи мне открылись. Во-первых, конечно же, это набор прекрасных тождественных типов, сидела, открыв рот, наблюдала и училась. Во-вторых,в голове начали появляться тонкие оттенки интуиций, что великолепно и заметно облегчает мне процесс типирования. В-третьих, нашла в себе свою персональную «ковырялочку» во время бесконечных ошибок в одной и той же дихотомии. Работала с ней. И могу сказать, что прошла через такой кризис небольшой, когда все предыдущие точки зрения разлетаются(неверные точки зрения), а главное, счищается, мнение о самой себе, тоже не конструктивное… Практика в этом плане оказалась полезнее, чем многие курсы, так как позволила увидеть конкретный затык в конкретной паре признаков. Что еще приятного было? Она мотивировала. На ответственность. Теперь хочется другой модуль проделать «без сучка и задоринки», а именно все делать, не пропускать…
В общем, однозначно удачный проект. Можно пересматривать людей столько раз, сколько захочется. А тождественные типы, особенно реализованные являются хорошим примером для обучения у них.
Спасибо огромное за эту идею!

Ольга (Гамлет)
Стоит сделать поправку, что мое мнение — это мнение человека, который занимается соционикой уже около 2-х лет и посетил большое количество практикумов по типированию.
Для меня практика, как я считаю, оказалась не просто полезна — она помогла мне сделать качественный скачок вперед. На реальных практикумах, конечно, ты видишь живых людей, «насматриваешь» типажи, можешь уловить свои реакции на проявление того или иного аспекта. Но там у тебя нет возможности перематывать интервью снова и снова бессчетное количество раз и анализировать слова и поведение.
Благодаря виртуальным практикам, я наконец-то начала читать «Семантику информационных аспектов» — и смогла ее применить в деле. В живой речи ты часто не успеваешь отловить всю характерную лексику, а здесь такая возможность есть. Также можно работать над своими ошибками, пересматривая видео. И начинаешь наглядно видеть разницу в поведении и историях экстравертов-интровертов, логиков-этиков — и пр. И, что самое приятное, потихоньку начинаешь видеть проявления аспектов и в жизни, на живых людях.

Идея отличная! Как обучающая программа — работает очень эффективно!

Есть, правда, ряд подводных камней:
1. Необходима действительно вдумчивая работа. Недостаточно один-два раза посмотреть видео. Некоторые эпизоды приходится по 10 раз пересматривать, выписывать слова респондента, смотреть в «Семантике», сравнивать его с другими персонажами. Это требует, во-первых, наличия свободного времени. Наскоком взять не получится. Во-вторых, готовности человека к такого рода работе, достаточной степени заинтересованности. Потому что здесь нужно думать самому, здесь нет интересных людей, преподавателей, которые рулят ситуацией и позитивной атмосферы, как на наших обычных практикумах по типированию. Это не тусовка. Это — работа.

2. Следующий момент — я не знаю, как этот курс пойдет у свежеобученных людей. Которые вроде получили представление обо всем, но еще особо не ходили на практики, не начали применять соционику в жизни. Я помню, как мы пытались типировать самостоятельно людей месяцев 9 назад. На тот момент на практикумы мы ходили порядка 5 месяцев, учили интертипные и искажения. Было сложно, картинка часто не складывалась, мы путались, некоторые вещи еще в себе были не до конца понятны-прочувствованы. Сейчас я вижу разницу. Прогресс есть, и это произошло благодаря тому, что мы занимались постоянно. И постоянно общались между собой на соционические темы.

Таким образом, курс очень эффективен в комплексе с реальными практиками, для людей, которые некоторое время занимаются уже диагностикой и готовы к тщательной самостоятельной работе. Чем старательнее ты прорабатываешь видео — тем больше ты сам получаешь от этой практики.

Дмитрий (Максим)
Хочу поделиться по теме виртуальных практик своими мыслями. Мой интерес к виртуальным практикам возник на почве необходимости типировать людей с которыми я общаюсь в жизни, вне учебного класса с его комфортной обстановкой и подсказками и резюме эксперта. В жизни постоянно происходят новые встречи с людьми с которыми предстоит дальнейшее взаимодействие, и далеко не всегда есть возможность задавать диагностические вопросы, в несколько заходов проверять одну и ту же дихотомию и выявлять своими вопросами 4-ю и 7-ю. Часто просто есть возможность только наблюдать за лексикой и реакциями респондента. И для меня особую ценность представляет развитие навыка типировать вживую, по наблюдениям, на улице, в жизни, на работе.
На мой взгляд такой универсальный навык как раз и способно привить занятие виртуальными практиками, когда у тебя есть всего лишь интервью, взятое не в разрезе соционики, без специальных диагностических вопросов. Такое типирование конечно сложнее, но для меня тем оно и интересно, что его можно применять «в поле»…
В виртуальных практиках, в отличии от собственных типирований на стадии обучения вижу еще и такой плюс — здесь возможна работа над ошибками, оттачивание и перепроверка собственных реакций и ощущений благодаря наглядному примеру других участников практики, а также помощи и оценке эксперта.

Елена (Жуков)
Эти практики представляют отдельную самостоятельную ценность помимо очных практик. На очных практиках мы тренируемся задавать вопросы. Здесь же на виртуальных мы тренируемся еще и наблюдать, подмечать, слышать, видеть, закреплять образы типов. Считаю, что эти форматы — очные практики и дистанционные — нельзя заменить друг другом.

Наталья (Есенин)
Я очень довольна, что стала заниматься такой практикой. Эта форма обучения, по крайней мере для меня, оказалась очень полезной и эффективной.
Во-первых, возможность многократного просмотра интервью. Можно наглядно увидеть то, что не заметил сразу.
Во-вторых, можно подробно отследить лексику. Надо сказать, этот навык достаточно быстро вырабатывается и закрепляется. Сужу по себе.

Анна (Бальзак)
Огромное спасибо!! Подобные практики — просто фантастика!! Великолепная задумка!! Здорово, что придумали и реализовали такой формат!!
И еще отдельное спасибо за то, что интересно!! =)))
Признаюсь, визжу от восторга!! Особенно от того, что в первую очередь, именно эти практики мне все больше и больше помогают разбираться в себе. И вот это ощущение своих «сильных», которое как снежный ком с каждым разом становится все больше и больше — это неописуемо!! Это примерно так, как ты всю жизнь живешь с крыльями за спиной, но не понимаешь и даже не догадываешься для чего они нужны. И тут вдруг ты можешь ими махать… а потом летать!! =))) И поверьте, попробовав, уже не можешь по-другому!! =))))

Алена (Бальзак)
Увидела у себя прогресс в узнавании тех или иных проявлений информационных аспектов у людей и в обычной жизни, и в практике. Для себя отметила, что начала лучше понимать, как проявляется тот или иной аспект, когда он стоит в разных ячейках в модели А. Это очень хорошая практика для тех, кто хочет отточить свои навыки в определении ТИМа, если нет другой возможности практиковаться. Виртуальная практика хороша также тем, что здесь есть возможность просмотреть видео несколько раз, и тем самым сделать работку над ошибками, есть возможность отработать семантику каждого аспектов, плюс во всем этом вам помогают профессионалы.

Ирина (Бальзак)
Практики — это счастливая возможность работы мозга) Это реальная учеба и отличный метод тренировки навыка типирования. Двойной, тройной, десятирной просмотр — это очень важная, нужная и полезная штука — особенно, когда навык еще не развит, ощущение ТИМов не сформировано или не четко…
Помимо всего, и материал, и процесс интересны! Респонденты — любопытные люди, а в попытке определить ТИМ рождается азарт, который гонит вперед, стимулирует быть внимательнее самому и всё-таки докапываться до истины, вызывает неподдельное ожидание результата и большой интерес к комментариям «коллег»!
И это чудесный повод к общению — целостная отдельная тема! И — что очень важно! — способ сравнить разных представителей одного ТИМа и понять, как «широк» каждый ТИМ в своих проявлениях.
И еще, безусловно, во время типирования возникает миллион вопросов и «непонятностей», и их можно разрешить благодаря тому же возвращению и повторному просмотру.

Андрей (Джек)
Из личного опыта! Всем, кто занимается соционикой, очень рекомендую пройти виртуальный практикум типирования в школе Е.А.Удаловой. Программа практикума продумана и подготовлена очень грамотно.
Все «респонденты», представленные на практикуме, очень известные люди. Их интересно смотреть, приятно слушать и полезно «разбирать». У каждого из «респондентов» есть яркие черты, которые легко увидеть и на которых приятно закрепить своё «мастерство» (например — экстраверсия). Но при этом, у каждого из «респондентов» есть свои «скрытые» и неявные проявления типа, которые заставляют несколько раз пересматривать интервью, читать дополнительную литературу, глубоко размышлять и по-настоящему учиться соционике!
В результате практикума приобретается очень полезный опыт и ни с чем несравнимый навык соционического типирования.
Выражаю слова благодарности и уважения Елене Андреевне Удаловой, которая на протяжении многих лет развивает и совершенствует методики соционического типирования. Помимо этого, она также смотрит всех «респондентов» и является Главным экспертом проекта «Виртуальные практики типирования». Её рекомендации, советы и комментарии очень полезны для участников практикума.
Также выражаю благодарность Антонине Пушкарёвой, которая проводит виртуальные практикумы типирования и помогает всем желающим получать знания и практические навыки типирования. Антонина очень внимательно относится к каждому участнику практикума и очень подробно отвечает на все вопросы, возникающие у участников.
С удовольствием продолжу заниматься в проекте «Виртуальные практики типирования» и рекомендую всем «соционикам» обязательно использовать этот проект для развития своих возможностей и совершенствования своего опыта! До встречи!

Елена (Драйзер)
Виртуальная практика, на мой взгляд, в первую очередь рассчитана на тех людей, которые прошли обучение и которым нужно научиться схватывать проявления аспектов в других людях в обычной жизни. Т.е. для того, чтобы понимать тех, кто рядом, нужно уметь их типировать (на глубинном уровне считывать информацию). Естественно, эта практика для тех, кто хочет уметь типировать.
Она дает возможность овладеть навыком типирования. Выстроить свою внутреннюю систему определения типа. Потому что у всех это происходит по-разному (мы все разные). Надо прочувствовать это в себе и закрепить.
Практика помогает понять лучше себя самого, увидеть проявления аспектов у себя и других. Увидеть тонкие грани между проявлениями, потому как часто бывает, что человек видит один аспект, а оказывается, что это проявления другого. И, надо уметь различать и калибровать эти проявления.
Практика дает наработать опыт, который человек может не получить сразу после прохождения обучения по разным причинам: отсутствия времени на очное типирование, отсутствие возможностей, т.к. в родном городе нет таких практик и т.д. Для успешного прохождения практики нужно только одно — практиковаться!

Илона (Штирлиц)
Вот уже год прошел, как я — здесь, на виртуальных практиках ))) воодушевление и интерес никуда не делись, наоборот — стали крепче и стабильнее, повзрослели )). Какое любование «типическими» особенностями, своими и чужими! Какое легкое прощение и принятие на себя чужих слабостей, и какое легкое делегирование своих! За полноценную жизнь!
Огромное спасибо за возможность типировать здесь, виртуально. А иначе как бы учились мы — те, кто не в Москве?
Отдельное спасибо Антонине за терпеливое и великодушное отношение к нашим «умным» мыслям ))
Очень помог семантический курс. Одно дело в книжке все эти слова прочесть, и совсем другое — найти их у респондента. Работа, требующая внимательности и колупательности. Конечно, кое-что потом забывается, но остается общее впечатление, которое очень помогает в дальнейшем типировании.

Татьяна (Достоевский)
Для меня лучший разбор — это название типа. Не читаю анализы и расклады, это больше для логиков)) Мне, как этику, достаточно собственное впечатление от образа. И потом посмотреть итоговую версию типа. Все! Так накапливаю свой веер общих личных впечатлений от ТИМов, на том и стою)))

Сергей (Габен)
В первый момент после Основ кажется, что с диагностикой никогда не разобраться… но с каждым месяцем практик ощущаешь прогресс… да, медленный… но это как раз то, что нужно — постоянное включение внимания в соционику, в диагностику… при этом ненавязчивое… но важно, что такую работу проводят — по тренировке наших навыков… спасибо организаторам… спасибо Елене Андреевне… реально здорово, что есть виртуальные практики…

Эти и другие отзывы см.здесь: http://vk.com/topic-45196051_27261046


There's no magic, it's practice, practice, practice