Дорогой Родитель!

Ваш ребенок — не такой как вы, он воспринимает и перерабатывает информацию иначе. Даже если он похож на вас внешне, нейронные связи у него в мозгу устроены совершенно иным образом. То, что для вас элементарно и естественно, может вызывать у него серьезные затруднения и разрушить самооценку. И наоборот, то, что вам представляется чрезмерно сложным, а иногда лишним и ненужным, остро необходимо ему для нормального развития, для наполнения его сильных информационных функций.

Переделать тип информационного метаболизма человека при всем желании невозможно. Обилие информации по слабым каналам все равно не разовьет их до уровня сильных, а лишь перегрузит и оттянет энергию от настоящих сильных каналов.

В деле, выбранном по слабым функциям, человек на всю жизнь останется не более чем старательным исполнителем, постоянно и неминуемо зависящим от внешних оценок, от одобрения начальства.

Профессия, выбранная по сильным функциям, открывает совершенно иную перспективу: вдохновение, радость творчества, независимость от чужого мнения, высокая самооценка.

Для того, чтобы ваш ребенок смог реализоваться в области своих талантов и стал не исполнителем, а творцом, желательно как можно раньше развивать его сильные функции.


РОДИТЕЛЬ ЭТИК, РЕБЕНОК ЛОГИК

Родитель Этик, Ребенок ЛогикВаш ребенок — логик, его сильные функции — это деловая логика (черная, экстравертная логика) и структурная логика (белая, интровертная логика).

Как родителю-этику вырастить ребенка-логика? В помощь вам — эта подсказка.

Малыш-логик радует родителей своей сообразительностью, подмечая закономерности окружающего мира и проявляя их в речи. Он быстро начинает говорить сложными, правильно построенными фразами, а если не находит в памяти нужного слова — легко изобретает новое по аналогии с уже ему известными.

Ребенку-логику интересно, как устроен мир вокруг него. Он с удовольствием осваивает любые развивающие игрушки, устанавливает связь: на эту кнопочку нажимаешь — такой звук, на другую кнопочку — другой звук.

Маленького логика уже в два-три года можно знакомить с понятиям больше — меньше, длиннее — короче, равенства, пары, симметрии, научить элементарным арифметическим действиям, давать ему задачи на развитие интеллекта.

Рассказывая ему сказки, читая книжки, выбирайте сюжеты, где главный герой достигает успеха благодаря своему уму, находит сложное решение и помогает другим справиться с научной или технической проблемой. Помогите ему усвоить: хороший не тот, кто всем сочувствует и всех утешает, а тот, кто выручает делом.

Отправляя маленького логика в детский сад, научите его базовым правилам вежливости: здороваться, благодарить, просить о помощи и помогать, когда тебя просят, не брать без разрешения чужие вещи, не обижать других намеренно, если обидел случайно, просить прощения. Случайные обиды, ссоры, скорее всего, будут. Логик не может так тонко, как вы, уловить нюансы чужого настроения, догадаться, почему на него кто-то неожиданно дуется, не хочет дружить. Сам он приглашает к дружбе простыми и понятными действиями: предлагает вместе играть, делится игрушками, угощает конфетами. Как это воспримет одариваемый — подружится или просто съест конфету — для него загадка.

Если ваш ребенок сам обиделся на кого-то, вы непременно увидите, оправдана ли его обида, стоит ли простить обидчика сразу, дать ему время раскаяться или лучше вообще с ним не общаться. Но ваш ребенок, в отличие от вас, этого увидеть не может, как бы он ни старался, сколько бы раз ни повторялся этот сюжет. Для него гораздо надежнее судить по конкретным поступкам: кто-то в третий раз ломает его машинку, значит с ним в машинки больше не играем.

Родитель Этик, Ребенок ЛогикНе заставляйте ребенка проявлять симпатию ко всем родным и знакомым. Достаточно, чтобы он был в меру вежлив, не произносил откровенно грубых слов. Если случайно сорвался, вы почувствуете, что он сделал это не со зла , помогите ему исправить положение, возьмите на себя роль примирителя и утешителя.

Активно общайтесь с воспитателями детского сада, с родителями других детей, не стесняйтесь, используйте свою проницательность, такт и обаяние, чтобы подстраховать ребенка от этических промахов.

Помните: поддержка по этике понадобится ребенку не только в детском саду, но и в школе, и в институте, и во взрослой жизни. Все, что касается человеческой души, характеров людей, их взаимоотношений он видит лишь приблизительно, намного слабее вас.

Но ваша помощь не должна перерастать в пожизненную опеку. Ребенок справится со своими проблемами другими методами, по своим сильным функциям. Конфликтные ситуации дети-логики разрешают с позиций справедливости, например, распределяя ресурсы (игрушки, угощения, возможность покататься на качелях) поровну или по очереди, никого не забывая, никого не оставляя обделенным. За это их уважают и ценят. И только в особо этически сложных ситуациях, где врожденное чувство справедливости не помогает и ребенок оказывается растерян и дезориентирован, надо предлагать помощь.

Важно, чтобы ребенок готов был ее принять, а для это необходимо сохранять его доверие, не придираться к нему по пустякам. Это тоже ваша задача. Ведь ваш ребенок гораздо хуже, чем вы разбирается в тонкостях человеческой души. Взамен психологического дара у него другой дар — логический, аналитический ум, что не менее ценно.

Лучшие игрушки для ребенка-логика конструкторы, головоломки, шахматы, настольные игры на классификацию, на поиск логических закономерностей. Не бойтесь покупать игрушки «с опережением», для более старшего возраста. Загружайте ребенка сложными заданиями — такими, в которых он может выложиться на максимум. Следите за тем, чтобы ему не было скучно, чтобы он занимался с удовольствием — здесь вам на помощь придет ваша сильная этика.

Конечно, не стоит впихивать в дошкольника программу, предназначенную для старшеклассников. Но можно открыть ребенку перспективу, дать общее представление о том, что изучают разные области науки. Например, рассказать, что все вещества состоят из крошечных частиц и вместе собрать из конструктора молекулу.

В возрасте с 7 до 14 лет у ребенка активен Детский Блок, а с 14 лет до 21 года — Блок Супер-Эго. Так уж устроено: весь школьный период и даже первые годы после школы дети и подростки-логики проявляют интерес к этическим вопросам: чувствам и эмоциями людей, их отношениям между собой, понятиям нравственности, добра и зла.

Как же так? — спросите вы, — с одной стороны, ребенок-логик в этических вопросах не силен, с другой — они его волнуют? Да, все верно. Ребенок-логик может быть очень отзывчив, при этом раним и беспомощен в этике. Он может с удовольствием заниматься музыкой, сочинять стихи и рассказы, играть в театральной студии. Его успехи, похвалы педагогов дополнительного образования не должны вводить вас и его самого в заблуждение.

Режиссер (если он этик) настраивает актера-логика на нужные эмоции и актер-логик точно их передает, особенно когда играет персонажа своего или близкого типа. Он играет искренне, выкладывается… и перенапрягается. Сейчас это перенапряжение не заметно, но позже, если он все-таки выберет этическую профессию, обязательно проявится.

Не судите по себе: то, что для вас творчество, вдохновение, состояние потока, для него — тяжелый, изматывающий, чреватый выгоранием труд. И наоборот. В логической деятельности — научной, технологической, управленческой — потенциал вашего ребенка неизмеримо выше, он способен подарить миру гениальные открытия, великие достижения. Эти сферы могут представляться вам скучными, занудными либо чрезмерно ответственными и тяжелыми. Но для него они — зона реализации личности и раскрытия талантов.

Постарайтесь подготовить его к этому, дать нагрузку его ищущему уму, помогите почувствовать себя успешным! Идеальным выбором для вашего ребенка будет хорошая математическая школа с ориентацией не на стандартные, а на олимпиадные задачи. На каникулы отправляйте его в научные лагеря, школы юных ученых, изобретателей, инженеров, программистов, экономистов. Пусть он участвует в конкурсах и олимпиадах. Летняя практика на хорошо организованной фирме — тоже полезный опыт, который подготовит его к организации собственного бизнеса.

Его возможные гуманитарные интересы (музыкальная школа, театральная студия, школьная самодеятельность) не должны перекрывать его основные занятия. Если ребенку нравится там заниматься, это не отнимает много времени и не мешает развитию его основных талантов, не заставляйте его их бросить: они дадут вашему ребенку необходимые этические шаблоны, общий культурный уровень, хороший вкус, умение выбрать и оценить достойную постановку. Но если желания заниматься нет — ни в коем случае не уговаривайте остаться. Не требуйте первых мест и отличных оценок, пусть гуманитарные занятия останутся для него на уровне хобби и качественного потребления.

Продолжайте подстраховывать ребенка по этике, не теряйте контакта с его преподавателями. Если преподаватель настроен к ребенку негативно (он может быть не подходящего ребенку типа) и изменить этот настрой не удается, не бойтесь сменить школу.

Постарайтесь найти для вашего ребенка таких преподавателей, кто станет для него настоящими Учителями — с большой буквы. Ведь уже в старших, а может быть, даже в средних классах ваших собственных шаблонов по логике станет не хватать, чтобы наполнить сильную, многомерную логику вашего ребенка. Ему остро необходима сложная, качественная, современная интеллектуальная пища. Среда Учителей и Единомышленников, находящихся на переднем крае прогресса. Та, где он сможет проявить свои таланты, создать что-то великое, где его оценят по заслугам.

Правда, и в логической среде порой встречаются зависть, интриги, предательство. Научите вашего ребенка подходить к решению проблем с сильных функций, поступать честно и справедливо. В случае необходимости не отказывайте в поддержке, ненавязчиво страхуйте от этических промахов, утешайте в трудную минуту. Но помните: ваша помощь не должна превращаться в тотальную опеку.

Человек, реализующийся по своим сильным функциям, неизбежно достигает успеха. Из вашего взрослого ребенка получится крупный ученый, изобретатель, предприниматель или финансист. Счастливый, гармоничный, довольный жизнью.