Антонина Пушкарева
Редактор: Людмила Семененко

ДЛЯ ЧЕГО НАДО ЗНАТЬ СОЦИОНИЧЕСКИЙ ТИП РЕБЕНКА

Каждый ребенок наделен от природы определенными внутренними и внешними особенностями, способностями и потенциалом. Одни дети от природы очень любознательны — все хотят поисследовать, со всем поэкспериментировать. А другие, наоборот, любят созерцать, медлительны, неспешны, зато везде могут устроиться с уютом и комфортом. То есть у каждого — свои природные характерные черты и ритмы. Кто-то в любой песочнице идет со всеми знакомиться и общаться, а кому-то хорошо сидеть в уголке со своим куличиком. Кого-то тянет рисовать, а кого-то покомандовать. Кому-то нравятся конструкторы и пазлы, а кто-то легко и непринужденно устраивает театр одного актера. У каждого свой психотип — это то, что от природы естественно и свойственно человеку, то, что дано ему от рождения. И уже в самом юном возрасте это все хорошо видно. То есть мы уже рождаемся с определенными предпочтениями, с заданной программой, которая заложена как «прошивка», как некий фундамент наших качеств и черт характера, естественного поведения.

Можно сказать, что эти естественные предпочтения — разные у разных детей — это определенный склад, природа, тип, как вам больше нравится. И в этой заданной от природы «прошивке» есть не один слой, там много составляющих. В том числе там есть те особенности, которыми ребенок обладает для обработки информации. Разные дети имеют разные потенциалы, чтобы воспринимать ту или иную информацию многогранно, объемно — это то, что в соционике называется тип информационного метаболизма (соционический тип, или сокращенно ТИМ), та самая операционная система, глубинная «прошивка», которая обуславливает предпочтения одних сфер информации и игнорирование других.

Для чего надо знать соционический тип ребенка

Так вот, родители очень часто имеют иной психотип, для них более естественно видеть объемно иные темы и сферы, чем для ребенка. И возникает ожидание от ребенка такого же понимания. А его не происходит, сколько бы ни пытались обучать. Здесь и формируется первая причина того, почему ценно знание, что ребенок от природы другой и в чем он другой, осознание размера и масштабов этой разницы. Да, мы разные, и в ряде моментов не понимаем друг друга, а по этой причине регулярно возникает конфликтное общение, стресс для одного или обоих участников коммуникации. И порой знание закономерных типовых нестыковок или особенностей между типами мамы и ребенка снимает ряд острых моментов во взаимодействии и привносит понимание.

Между определенными типами существуют закономерности интертипных отношений, и если их учитывать (не важно, через осознанное знание или просто по наитию), то конфликтные моменты будут сглаживаться.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ: знание соционического типа ребенка и родителя позволяет осознать, в чем они разные, каких особенностей во взаимодействии не избежать и что нужно учитывать для облегчения общения, контакта.


Какие-то черты ребенка родителей радуют, они им понятны, вызывают умиление и одобрение, порой даже гордость и восхищение своим чадом. Понятные и ценные для них проявления ребенка активно поддерживаются. Но часто есть моменты, которые вызывают непонимание и, в силу этого, беспокойство, дискомфорт. Родители не знают причину таких проявлений, для них самих не свойственных, и начинают их ограничивать, пресекать, еще хуже — за них наказывать. Или порой стыдятся, боятся, не знают, что с этим делать, и ребенок так или иначе начинает ощущать, что эта его способность, особенность родителями не поддерживается. Пусть даже сначала это происходит просто как реакция — без слов, реакция неприятия от родителей. Хотя чаще это очень быстро перерастает в предмет воспитания и попытки переделать свое чадо. Его проявления переводятся в понятные и удобные: вот такой ты нам нравишься, а такой ты плохой, такого тебя не любим. Конечно, речь идет не о хулиганстве и не о том, что любое наказание — это подавление личности. Но часто бывает, что не одобряется то, в чем родители и ребенок разные.

И даже если это не выливается в переделку и форматирование ребенка «под себя», можно просто не заметить, проигнорировать ряд проявлений, опять же в силу того, что не понятно, что с этим делать. А ведь часто в этих проявлениях ребенка живет тот потенциал, те сильные стороны, которые позволяют потом реализовать творческий ресурс. Именно там могут залегать сокровища, дарования взрослеющего человечка, связанные с его будущей профессиональной реализацией.

Для чего надо знать соционический тип ребенка

ВЫВОД ВТОРОЙ: знание соционического типа ребенка позволит сохранить тот потенциал, который может быть иным, чем у родителя, и в силу этого может быть не замечен и не раскрыт вовремя.


А еще бывает, что таким непониманием родителей подрываются элементарные способы защиты и уверенность в себе. Происходит это потому, что в нашем психотипе закладываются не только сильные стороны для реализации в деле, но и способы отстаивания себя в этом мире. Они у всех разные, и для каждого естественен свой типичный способ удержания своих личных границ и их защиты.

Для чего надо знать соционический тип ребенка

Ребенку дают понять, прочувствовать, что одна часть его личности нормальная, и даже хорошая, а другая — неприлична, недостойна проявления. Конечно, получая такую обратную связь изо дня в день, ребенок со временем вырабатывает неуважение к этим своим сильным сторонам и предпочтениям. Он сам начинает подавлять, игнорировать и не замечать то, что в нем сильное, но просто не ценится родителями потому, что они этих чуждых для них проявлений не понимают. И повзрослевший человек уже сам начинает ощущать — такое в себе допускать нельзя, табу. А это всего лишь типичное естественное проявление, которое позволяет себя защищать и чувствовать сбалансировано, — просто маме оно приходилось на точку крайнего неприятия и непонимания. Самоподавление естественного налицо.

ВЫВОД ТРЕТИЙ: знание соционического типа может уменьшить количество неврозов у растущего человечка.


Очень частая причина обращения к диагностам-соционикам, — это выбор направления развития ребенка, подбор подходящих ему целенаправленных развивающих программ. Ведь особо заботливые родители стараются многосторонне развивать свое любимое сокровище, так, что у него совсем не остается детства. Каждый день — разные кружки и секции, и ребенок уже как маленький серьезный старичок — кругозор его ширится, а тяжесть от обязанностей все сильнее наваливается. Знание соционического типа подсказывает, как сфокусироваться на важном, и отказаться от того, что не станет для ребенка подспорьем в самоощущении или в профессии. Это позволяет освободить время для детства и не упустить развитие ключевых компетенций, распыляясь на все возможное в современном мире изобилие направлений развития.

Для чего надо знать соционический тип ребенка

Для чего надо знать соционический тип ребенка

Вкладываться активно и много в детей — да! Но практика показывает, что «не всегда в коня корм»… Знание о существовании разных типов информационного метаболизма может стать особенно полезным при большой заботе о детях и внимании к ним. Кроме того, у каждого типа помимо сильных, есть и слабые стороны, и если их случайно начать развивать, то погаснут настоящие таланты, а придуманные не разовьются выше пользовательского режима. И эти нюансы тоже полезно знать, чтобы не обрекать ребенка на будущее профессиональное существование в режиме исполнителя, а не творца.

ВЫВОД ЧЕТВЕРТЫЙ: знание соционического типа поможет сфокусировать родителям выбор развивающих программ.


И, наконец, в качестве последней, но самой очевидной причины необходимости определения психотипа ребенка будет названа собственно сама профориентация: какую профессиональную дорожку выбрать и куда дальше идти учиться после школы. Тенденции последних изменений программ школьного образования будут вынуждать определяться с профессиональной специализацией все в более и более раннем возрасте. И эту проблему значительно облегчает существование соционического знания — в нем есть ценнейшие подсказки по тем сильным сторонам человека, которые в определенных возрастных периодах могут быть не так очевидны. А ведь существуют давно изученные закономерности развития и наполнения нашей информационной природы, и специалисты все эти моменты смогут учесть и дать корректировки порой крайне неверно выбранным родителями для своего чада векторам профессионального развития.

Для чего надо знать соционический тип ребенка

Родители, бывает, такого ребенка могут записать в гуманитарии, а огромный его потенциал таится именно в сфере бизнес-технологий, в нем с пеленок неискоренимая живая экономика и соответствующий масштаб. Печально, но без доверия ребенку и знаний об информационной «врожденной» специализации родители этого порой не замечают и направляют в «психологи». На консультации были расставлены иные акценты по сильным сторонам данного юноши.

ВЫВОД ПЯТЫЙ: допустить меньше ошибок в выборе профессии и образовании — основная и самая очевидная причина необходимости определения соционического типа.


Перечисленные выше проблемы можно решить благодаря типированию — определению соционического типа ребенка и психотипа родителей и выявлению общих закономерностей развития отношений между ними, что, как правило, осуществимо в рамках одной соционической консультации. Такие консультации еженедельно проводятся у нас в Школе прикладной соционики под руководством Е.А.Удаловой.

Москва, 2014